Нулeвыe дeклaрaции: нaскoлькo глубoкo зaглянут в кaрмaны укрaинцeв?
Нулeвoe дeклaрирoвaниe и нaлoгoвaя aмнистия были oдним из пунктoв прeдвыбoрнoй прoгрaммы Влaдимирa Зeлeнскoгo.
Нa сeгoдняшний дeнь в Вeрxoвнoй Рaдe зaрeгистрирoвaнo ужe двa зaкoнoпрoeктa, устaнaвливaющиe прoцeдуры лeгaлизaции укрaинцaми свoиx скрытыx дoxoдoв.
Чтo ждeт тex, ктo «oткрoeтся» пeрeд гoсудaрствoм и скoлькo этo будeт стoить?
30% укрaинскoй экoнoмики, пo дaнным Минэкoнoмрaзвития, нaxoдится в тeни. Этoт пoкaзaтeль xoрoший и плoxoй oднoврeмeннo.
Xoрoший, пoтoму чтo нa 13% мeньшe, чeм в 2014 гoду.
Плoxoй, пoтoму чтo зa пять лeт «рeшитeльныx рeфoрм» в тeни oстaются цeлыe сeгмeнты экoнoмики и мнoгиe бизнeс-прoцeссы. К примeру, прoизвoдствo спиртa, дoбычa янтaря, рaбoтa «упрoщeнцeв», тoргoвля гoрючим или кoнтрaфaктныe тaбaчныe издeлия. Списoк нeисчeрпaeм.
Свои собственные доходы украинцы также не спешат полностью показывать государству. Население предпочитает наличные, зарплаты в конвертах, вывод средств за границу.
Государство неоднократно пыталась заглянуть «под матрасы» украинцев.
Депутаты уже вносили в Раду законопроекты о проведении так называемого нулевого декларирования – разовой легализации скрытых доходов, однако ни одна из инициатив так и не стала законом.
Партия «Слуга народа» и ее лидер Владимир Зеленский, которому доверяют сейчас 70% граждан, возвращается к этой идее. Недавно депутаты от правящей партии предложили свой вариант видения, как гражданам «обелить» свое состояние перед налоговой (законопроект № 1232).
Что именно предусматривает соответствующий законопроект и чем он грозит?
Кто и что должен декларировать
Нулевое или специальное декларирование позволяет гражданам признаться государству в неуплате налогов с определенной суммы доходов, полученных до 31 декабря 2018 года, и уплатить с этих доходов налоги по сниженной ставке.
Взамен государство не накажет их за нарушение налогового и таможенного законодательства.
Декларирование должно охватить всех физлиц-резидентов Украины. Нерезидентов оно тоже коснется, если на момент получения или покупки объектов декларирования (средств, активов и т.д.) они были налогоплательщиками в Украине.
Что должны сделать декларанты?
Сообщить государству о своих скрытых состояниях и подать в налоговую службу специальную декларацию. В ней нужно указать информацию о теневых:
суммах валюты;
недвижимости, ценных бумагах, долях (паях) в бизнесе, правах на объекты интеллектуальной собственности или финансовые инструменты;
о другом имуществе и имущественных правах, из которых декларант прямо или косвенно получает доход.
Сколько придется заплатить налогов?
5% – для валютных ценностей, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей (паев) в различных компаниях, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и/или финансовых инструментов;
10% – из всех имущественных прав;
2,5% – из активов, за счет которых декларант купил облигации внутреннего государственного займа.
Декларирование касается исключительно активов, по которым гражданин не уплатил налоги и таможенные платежи, ЕСВ.
Правила не будут действовать в отношении активов/доходов, полученных коррупционным путем, доходов, о которых декларант указал недостоверную информацию.
Также под правила не будут подпадать доходы, полученные после подачи спецдекларации до 31 марта 2020 года.
Оценку незадекларированного имущества декларант должен провести за свой счет.
Перед подачей декларации валютные ценности нужно разместить на счете в одном из украинских банков. Там они должны храниться не менее года, а если декларант решит их досрочно снять, то сделать это можно будет только путем инвестирования в украинские объекты.
Налоговая имеет право на внеплановую невыездную проверку налоговых обязательств декларанта.
Срок проверки не должен превышать 15 дней. Однако, если фискалам понадобится больше времени, например из-за необходимости связаться с иностранными налоговыми органами, срок проверки может быть продлен до 60 дней.
Рынок земли в Украине: с кого брать пример?
Что готово простить государство
Ранее государство уже экспериментировало с декларированием, но касалось это исключительно юридических лиц.
Так, в 2014 году состоялся налоговый компромисс – компании получили право легализовать свои доходы по льготной налоговой ставке.
Эксперимент не имел особого успеха: фискальный эффект оказался мизерным, а бизнес начал жаловаться на то, что его пытаются привлечь к ответственности по другим статьям.
На этот раз представители власти уверяют, что все будет иначе.
Нардеп от «Слуги народа» Даниил Гетманцев обещает, что государство предоставит гарантии безопасности тем, кто открылся перед ним, и не преследовать за другие правонарушения.
В законопроекте прописаны определенные меры предосторожности, которые ограничивают правоохранителей в возможностях преследовать декларантов по другим статьям.
Во-первых, в спецдекларации не нужно указать информацию об источниках происхождения или приобретения средств/активов.
Во-вторых, декларант освобождается от ответственности за неподачу и несвоевременную подачу налоговой отчетности и других нарушений, совершенных до 31 декабря 2018 года.
В-третьих, декларант не может быть привлечен к финансовой ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, если такие нарушения связаны с приобретением, созданием, использованием активов, указанных в спецдекларации.
В-четвертых, после уплаты согласованной с фискалами суммы налогов против декларанта не могут возбуждаться уголовные производства за уклонение от уплаты налогов и фиктивное предпринимательство.
В-пятых, декларанты освобождаются от ряда штрафов, а именно: за нарушение налогового, таможенного, валютного законодательства, за нарушение правил торговли, осуществления валютных операций, ведение налогового учета, неподачу или несвоевременное подачу платежных поручений об уплате налогов и других санкций.
Юрист ЮК «Волхв» Анастасия Князева считает такой вариант декларирования достаточно безопасным.
Согласно законопроекту, отмечает она, сведения, полученные налоговым органом при проведении проверки, не могут использоваться в расследованиях и/или проверках в отношении декларанта или других лиц.
Не могут эти данные также служить доказательствами по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.
Декларировать или не декларировать
Понятно, зачем спецдекларирование государству, но нет понимания, зачем оно гражданам.
По словам юриста ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Нины Бец, существует большая вероятность, что большинство лиц вообще не воспользуются данной возможностью. Задекларировать данные доходы – значит показать правоохранительным органам наличие у тебя значительных валютных ценностей.
Цель этого законопроекта – создать возможность для бюджета оперативно получить средства от лиц, которые зарабатывают, но не декларируют свои доходы, – говорит управляющий партнер АО GLK Partners Роман Ларионов.
По его мнению, у законопроекта достаточно узкая аудитория, ведь речь идет о доходах, полученных добросовестным путем, однако не задекларированных такими лицами.
На доходы, полученные преступным путем, в частности коррупционным, этот закон не распространяется.
По словам юристов, декларирование также коснется трудовых мигрантов, но не всех.
Если вы легально работали в другой стране и платили там налоги, то в большинстве случаев можно воспользоваться нормами конвенций об избежании двойного налогообложения.
Это позволит не платить налоги в Украине, если вы их оплатили за рубежом.
Если же вы получаете за рубежом зарплату в конверте, то вы – потенциальный декларант.
Кроме того, в законопроекте есть норма о том, что совершеннолетние физические лица, которые не воспользовались специальным декларированием, считаются такими, что подтвердили состоянию на 1 января 2020 незадекларированные доходы соответствующих предыдущих налоговых периодов на общую сумму 300 тыс. грн (во втором законопроекте № 1183 и того больше – 1 млн. грн).
Для целей налогообложения считается, что декларант имеет незадекларированные доходы в указанном размере в денежной форме и национальной валюте, или приобрел за их счет соответствующие активы.
Такие доходы считаются амнистированными без каких-либо дополнительных условий.
Уплата налогов по таким доходам не требуется. Налоговая проверка источников получения декларантом таких доходов не производится.
Посоветую ли я своим клиентам стать участником декларирования и показать государству свои скрытые доходы. С экономической точки зрения – пока нет. Почему? Потому что законопроект не дает ответа на вопрос, зачем это нужно людям, – объясняет Ларионов.
Дело в том, что пока небольшие теневые суммы налоговикам сложно обнаружить.
По факту, если принять этот законопроект и больше ничего не менять, то у украинцев нет стимулов к участию в специальном декларировании.
С правовой точки зрения – да, участие брать нужно, говорит Ларионов.
За счет поступлений в государственный бюджет возможно осуществление реформ в Украине – именно эту идею и должен донести парламент и правительство населению.
По мнению Анастасии Князевой побудить людей к декларированию может два фактора.
Первый – необходимость официального подтверждения происхождения активов для инвестирования за границу.
При инвестировании за границу контролирующие органы иностранных государств требуют подтверждения легальности получения средств, и здесь появляется возможность, не показывая источник происхождения средств, их легализовать и избежать вопросов от соответствующих органов за рубежом, – объясняет Князева.
Второй – спецдекларирование – это привлекательная возможность для лиц, которые все же планировали задекларировать свои активы, но не сделали этого до декабря 2018 года.
По мнению Нины Бец, легальные средства не будут лишними и в Украине.
Мы живем в таком мире, где просто необходимо иметь возможность подтвердить легальность происхождения ваших средств. Без такого подтверждения вы уже не можете ни приобрести объект недвижимости, ни осуществить инвестиции в уставной капитал компании, ни просто разместить средства на банковском счете, – отмечает юрист.
МВФ, суды и справедливость
В целесообразности проведения спецдекларирования Зе! Команде придется убеждать не только украинцев, но и МВФ.
Ранее кредитор был против налоговой амнистии из-за ее несправедливости по отношению к остальным «белым» налогоплательщикам и рисков неэффективности.
Нет гарантий, что население легализует по льготной ставке свои доходы, а затем продолжит уклоняться от уплаты налогов.
Данный законопроект не защищает в целом от повторения ситуации с накоплением незадекларированных доходов, ведь, во-первых, он распространяется только на доходы, которые имели место до 31 декабря 2018 года, а во-вторых, он не вводит льготные ставки относительно иностранных доходов на постоянной основе, – отмечает Бец.
Сегодня и руководитель налоговой Сергей Верланов, и автор законопроекта и председатель профильного комитета Рады Даниил Гетманцев уверяют, что кредитор готов пойти на уступки и допускает возможность проведения специального декларирования.
По имеющейся информации МВФ пока изучает законопроект и фискальный эффект.
Еще одним «белым пятном» этого законопроекта может оказаться и то, что на самом деле он не полностью обезопасит от декларирования преступных доходов.
Да, в законопроекте содержится норма, что объектами декларирования не могут быть доходы, имущество, другие активы, полученные (приобретенные) декларантом в результате совершения любого преступления. Впрочем, как мы знаем, совершение преступления подтверждается только приговором суда, то есть, «не пойман – не вор», – резюмирует Князева.
Важный момент, о котором пока не говорится в законопроекте, но который возникнет позже – ответственность за неучастие в декларировании. В других странах применялись жесткие санкции к тем, кто не воспользовался декларированием в отведенное время.
Условия ассоциации Украины с ЕС. Мифы
Мировой опыт
Многие страны мира прошли через налоговые амнистии — от самых зажиточных государств, до переходных и развивающихся.
Результаты налоговых амнистий в других странах достаточно противоречивы, и сам список этих стран – специфический.
Вместе с тем часто использовались разные методы в зависимости от целей амнистии.
Часто налоговая амнистия следовала за реформами, изменениями законодательства или новыми налоговыми режимами.
Например, в Соединенных Штатах налоговая амнистия использовалась не только в пределах разных штатов, но даже в пределах отдельных городов.
Неоднократно налоговые амнистии проводила в своей новейшей истории Россия: с 1993 по 2018 год их было с полдесятка.
Примерно столько же налоговых амнистий с 1987 года провела и Аргентина. Эти амнистии были более успешными, чем в России, ведь бюджет получил почти $10 млрд дополнительных платежей.
А вот в Бразилии от налоговой амнистии, проведенной в 2017 году, не получили даже миллиарда долларов, хотя участники могли не только «обнулить» свои отношения с налоговой, но и, заплатив штраф, избежать уголовной ответственности.
Долгую и не очень успешную историю налоговых амнистий имеет Индия. В прошлом году такую амнистию провел и Пакистан.
Из европейских стран наиболее успешным «обнулением» в 2000-х годах может похвастаться Италия. Там надо было заплатить 2,5% от стоимости легализованного имущества. В страну за два месяца вернулось более €60 млрд, а бюджет получил миллиардные поступления.
При этом бюджетные проблемы Италии пока остаются одними из самых острых в ЕС.
Другой удачный пример – Ирландия, 1988 год. Акция длилась десять месяцев и вместо запланированных $50 млн бюджет получил $750 млн.
А вот в Бельгии в 2004 году и в Грузии в 2005 году налоговая амнистия провалилась. В этих странах легализовали значительно меньше капиталов, чем планировали.
Экономическая правда